Первый раз в Индии (часть 1. Дели, Агра)
Для многих Индия остается страной табу. У меня тоже были определенные предубеждения относительно этой страны, наверное, поэтому я не посещал Индию до сей поры. Но все мои сомнения прошли, как только мы приземлились в аэропорт имени Индиры Ганди в Дели.
Летели мы ЭйрАстаной прямым рейсом Алматы-Дели, воспользовавшись выходными в честь праздника Наурыз. Можно сказать, встретили Наурыз на индийской земле. Билет Алматы-Дели стоит чуть больше 60 тыс. тенге, но так как мы летели из Астаны, билет нам обошелся в 85 тыс.
Рекламный ролик этой страны имеет слоган — «Удивительная Индия», так вот Индия стала удивлять сразу же. Когда подлетали к Дели, то из иллюминатора можно было наблюдать густой смог и поля. Я представлял субтропическую местность Индии как заросшую джунглями и пальмами. Ничего такого нет вокруг :). Пейзаж напоминал Казахстан летом. Жара и поля, местами деревья и кусты. Со смогом все понятно – с населением в 11 млн. человек, пробками на дорогах от многочисленных моторикшей и машин, смог неизбежен.
В самолете разговорились с индийцем, который продает индийское типографское оборудование в Казахстане. Фамилия у него была звучная – Кумар. К моему удивлению, второй (пограничник) и третий (водитель такси) индиец, которых я встретил, были с фамилией Кумар :). Это своего рода Ахметовы или Ивановы в Индии.
Удивило и то, что в Индии «свой» часовой пояс))). Он отстает от нашего времени на 30 минут, т.е. разница не в целый час, как это принято в других странах, а в 30 минут. Это связано с тем, что в Индии два часовых пояса и они решили взять «золотую середину». Немного неудобно, но потом привыкаешь.
Удивил в приятную сторону аэропорт. Большой и просторный. Внутри здания везде положен ковролан. Мягко и приятно по нему шагать. Имеются кресла-шезлонги для горизонтального отдыха. Вот Wi-Fi нет.
Такси мы не искали, т.к. его нам прислали из отеля. Когда бронировали отель, было сказано, что такси предоставляется бесплатно. По факту оказалось, что надо заплатить 250 рупий (или 750 тенге) за паркинг. К слову 60 рупий = 1 доллар. В принципе это нормально, учитывая, что у нас такси до аэропорта стоит минимум 1,500 тенге.
По дороге из аэропорта все чисто и красиво. Нигде нет мусора. Заметил, что самая популярная марка авто это – малолитражка Сузуки. Они везде.
Стиль вождения в Индии это отдельная тема. Если вы думаете, что вождение машины в час-пик в районе алматинской барахолки это стресс, то вы попробуйте сесть за руль в Индии в обычный день в любой точке города). Индийцы водят хаотично, никто не соблюдает ряды, оно и понятно, т.к. есть мотоциклисты и моторикшы. Главное правило на индийских дорогах такое – если твоя машина или мотоцикл на пару сантиметров впереди, ты смело можешь подрезать! Подрезают все и везде, и при этом постоянно сигналят. Но сигналят не чтобы ругаться, а чтобы предупредить о маневре. От этого хаоса может разболеться голова, но мне было интересно за этим наблюдать.
На улице большое количество бродячих собак, все они вялые и обычно лежат и спят. Коровы на улицах города находятся в каком-то потерянном состоянии. Мне было их жаль. Такие тощие и лежат на жаре на пыльной дороге. Еще поразило то, что в 35 градусную жару все мужчины были в джинсах или брюках. За 4 дня я не встретил никого из местных в шортах.
В Индии мы были почти полных 4 дня и распределили свой маршрут так. Первый день – Дели. Второй день – Агра (там где Тадж-Махал). Третий и четвертый день – Джайпур (об этом в следующем репортаже). На пятый день мы улетали в Казахстан. Почему Джайпур на два дня? Потому что ехать на поезде 4,5 часа и смотреть там есть на что. Поэтому там решили заночевать и посмотреть все не спеша.
Такое насыщенное путешествие предопределило месторасположение нашего отеля в Дели. Для удобства передвижения мы остановились прям рядом с вокзалом, в районе Пахаргандж, в самом эпицентре хаоса. Скажу сразу – район не самый лучший :), как, наверное, и у нас в районе вокзала. Насыщенный траффик, толпы людей, и не самая чистая часть Дели. Но наш отель был как оазис среди пустыни. На улице шум и грязь, но переступаешь порог отеля – и вот он цветущий сад. Отель Hotel City Star был 3-звездочный, но имел очень хороший рейтинг на букинге. К тому же, здесь был неограниченный Wi-Fi, что как оказалось, очень большая проблема в Индии. Даже в 5-звездочном отеле в Джайпуре Wi-Fi был платным!
Покупка ж/д билетов
В каждом отеле есть тур агенты, которые предложат вам туры, услуги такси или билеты на поезд. Нам нужны были билеты на поезд на завтра в Агру. Спросили у агента. Он потыкал в компьютере и выдал, что все билеты проданы, но он такой всемогущий, что сделает нам билеты в оба конца за 4,200 рупий (12 тыс. тенге). Но на то и мы с travelblog.kz, что решили купить билеты самостоятельно на вокзале :). Делюсь с вами бесценным опытом покупки билетов на вокзале Дели))
В век информационных технологий, билеты можно было купить и онлайн. Но есть одно НО, это сделать очень проблематично из-за сложности процесса, постоянных зависаний системы и обязательного наличия индийского номера мобильного телефона, которого у нас, конечно же, нет.
Итак, пришли мы на вокзал Дели (New Delhi), и оказалось, что зашли не с той стороны и теперь нам предстояло пройти с 16-го до 1-го перрона. Такой опыт не забывается)). Мне показалось, что мы были единственными туристами в этой части вокзала и пока дошли до 1-го перрона успели пройти полное сканирование от как минимум сотни индийцев)).
При входе на вокзал будут многочисленные окошки, где продают билеты. Но вам надо подняться на второй этаж вокзала, где есть специальный офис по продаже ж/д билетов для иностранных туристов. Даже если все билеты проданы, для иностранцев есть квота и вы можете достать нужные вам билеты.
Нашему cчастью не было предела, когда мы, наконец, нашли этот офис. Но все оказалось не так легко и просто. Была очередь, слава богу, электронная.
Мы взяли талон с номером 220 и стали ждать. Подходит к нам японец и скорее всего говорит на японском что-то типа «Калайсындар, куда едете?». Мы улыбнулись. Все дружно засмеялись. Но этот же японец подсказал нам, что нужно заранее заполнить бланк для покупки билетов. Мы поблагодарили его и заполнили все необходимые поля формы, где нужно указать на какое число вам нужны билеты, в каком количестве, на какое время и какого класса вагон. К слову о классах вагонов. Берите класс СС (Chair Car, т.е. сидячие места) с кондиционером, т.к. на короткие расстояние это самый удобный тип вагона. Не надо брать купе, т.к. вы же не знаете, кто с вами будет в этом купе.
Наша очередь подошла только через 1 час и 40 минут!!! Воистину, цените, что имеете! У нас покупка ж/д билетов займет не более 15 минут. Но ожидание стоило того, т.к. мы купили билеты Дели-Агра-Дели и Дели-Джайпур-Дели на двоих за 5,000 рупий (80 долларов или 14,500 тенге). Билет до Агры в один конец стоил примерно 500 рупий (1,500 тенге) и до Джайпура 750 рупий (2,200 тенге).
Что смотреть в Дели
Дели – многонациональный город, когда-то был столицей империи Великих Моголов. Поэтому здесь есть на что посмотреть. Например, самая большая мечеть в Индии Джама Масжид (Jama Masjid), самый высокий в мире кирпичный минарет Кутуб Минар (Qutub Minar), Храм Лотуса (Lotus Temple), Красный форт, сикхский храм Бангла Сахиб (Gurudwara Bangla Sahib) и индуистский храмовый комплекс Акшардхам (Akshardham).
Все посмотреть за день невозможно, поэтому мы остановились на сикхском и индуистском храмах.
Сикхский храм в Дели построен в 17 веке. Весь белый и с золотым куполом. Очень красивый храм. При входе надо сдать обувь в гардероб и накрыть голову платком. Если у вас нет платка, его можно бесплатно взять перед входом в храм.
До этого времени я никогда не был в сикхских храмах и этот храм показался мне таким умиротворяющим. В храме играла музыка с песнями. На территории храма расположился пруд. Люди делали круг вокруг пруда и совершали омовение. При этом все были спокойные, радостные и счастливые.
Сами сикхи показались мне добродушными людьми. Спокойные и с выраженными глазами. Мужчины все статной внешности. Волосы сикхов должны быть нетронутыми, поэтому мужчины носят тюрбаны. Также им запрещено стричь бороды, поэтому все сикхи такие колоритные. Потом я узнал, что сикхизм как религия появился в 15 веке на севере Индии в Пенджабе, когда местное население отказалось от индуизма, но также и не приняла ислам. Таким образом сикхизм вобрал в себя традиции двух религий. Сикхи продолжительное время вели борьбу с Моголами, потом с британцами. Поэтому сикхи считаются воинственным народом. Говорят каждый сикх под одеждой носит кинжал.
В храме раздают бесплатно еду. Все желающие вне зависимости от религии могут получить небольшую порцию еды.
После мы поймали тук-тук и поехали в Акшардхам. Этот индуистский храмовый комплекс находится немного вдали и поэтому цена тук-тука была 120 рупий (2 доллара). В целом в городе обычная цена на тук-тук 50 рупий. Если вам заряжают цену в 200 рупий, делите ее на 3 и будет вам цена поездки. И не важно, сколько вас человек (один или двое), цена должна быть за тук-тук.
Акшардхам – это совершенно новый храм, построенный в 2005 году. Считается самым большим индуистским храмом. Символ величия индуистской культуры. Учитывая это здесь установлены жесткие требования безопасности. Такого даже нет при входе в наши правительственные учреждения. Для начала надо будет сдать все вещи в комнату хранения. С собой можно взять только одежду, воду, кошелек и документы. Запрещено проносить зажигалку, ручку, телефон, фото и видео камеры! Последнее меня не радовало, т.к. я люблю делать снимки, а тут никак. Поэтому фото Акшардхама я беру из интернета :). За вещи можете не переживать, наш опыт показал абсолютную безопасность сохранности вещей. Перед тем как сдать вещи, их все разложат и с вашей улыбкой запечатлеют на камеру и выдадут жетон. Жетон естественно не терять.
Далее проходите секьюрити контроль через металоискатель – мужчины и женщины отдельно. Вход на территорию бесплатный. Но я рекомендую купить билеты всего за 80 рупий на лазерное шоу фонтанов. Шоу начинается в 8 вечера, поэтому рекомендую посетить этот храм к вечеру. Сам храм впечатляет размером и отделкой. Всего в храме имеются более 20 тыс. различных фигурок, вырезанных из мрамора и камня. Внутри храма стены и потолки украшены восхитительной резьбой. По центру располагается золотая фигура Бхагавана Сваминараяна, основателя современного индуизма.
На территории есть парк, музей, фудкорт и фонтан. Мы подкрепились на фудкорте острой вегетарианской едой и пошли смотреть шоу фонтанов. Фонтан находится в нише, по бокам которого устроены ступеньки, на которые разместились зрители. Впереди стоит здание и статуя Сваминараяна. Внезапно гаснут огни и фонтан оживает. Создавая мелкие капли и пропуская лазерные лучи сквозь все эти брызги, создается уникальное шоу. Дух захватывает. Но оказалось это еще не все. Далее выбегают детки, распевая песни. Потом они играют с фонтаном и тут на здании за фонтаном появляется 3D анимация. Стихии огня, воды, земли и ветра пытаются разрушить цветы фонтана, но у них ничего не получается. Все это сопровождается различными лазерными фишками, 3D графикой и игрой фонтана. Уникальное зрелище! Но увы, снимать нельзя.
На этом наш насыщенный день в Дели закончился.
Поезда в Индии
На утро мы встали в 5 утра. Да, приходится жертвовать сном ради поездок). Отель подготовил нам ланч-боксы с собой. В такую рань тук-туки заряжают цены и в итоге мы доехали за 80 рупий, хотя ехать было совсем ничего.
Несмотря на ранний час, жизнь на вокзале кипела. Десятки тук-туков подъезжают к вокзалу, тысячи людей рекой входят в вокзал. Носильщики кричат и предлагают свои услуги. Кстати если вам нужен носильщик, он обязательно должен быть в красной одежде, это я так понял их отличительная форма. У вас скорее всего будет растерянный вид, как у нас, поэтому к вам могут подойти и указать неверное направление для входа на вокзал. К нам так подходили три раза. Не слушайте никого и идите к главному входу, где размещено табло всех поездов. Находите свой поезд и идите к нужной вам платформе, обычно это первая или вторая платформы.
Железнодорожный транспорт в Индии хорошо налажен. Поезда как правило не опаздывают. На платформе будут висеть электронные табло с указанием номера вагонов, на которых заранее появляется информация. Очень удобно, не нужно бегать и искать свой вагон.
Вагон внутри вполне достойный. Есть розетки для зарядки ваших девайсов. Туристов практически не встречали, едут в основном индийские семьи, служащие и студенты.
Приятно удивило питание на борту, которое включено в стоимость билета. Вам подадут чай с печеньем и горячее. По пути в Джайпур так вообще был еще суп и мороженое. В конце не забудьте дать чаевые ребятам, которые разносили еду.
Один день в Агре
Из Дели в Агру поезд выезжает в 6 утра и прибывает на вокзал Agra Cantt в 8 утра. Довольно быстро. На выходе вас встретят толпы кричащих водителей такси и тук-туков. Что удивило, они все стояли в ряд и не пересекали границу тротуара. Вот у нас бы таксисты стояли так).
Торгуемся с водителями тук-туков и снижаем цену с изначальных 300 рупий до 80 рупий до Тадж-Махала. Поэтому еще раз – торгуйтесь :). У водителя конечно же на уме есть свой план, который заключается в предложении своих услуг на весь день за 600 рупий. В качестве доказательства качества своих услуг, он вам покажет блокнот, в котором записаны положительные пожелания от предыдущих туристов. Такая схема работы у каждого водителя тук-туков. Мы оставили там свою записать (хотя от его услуг отказались), так что если будете в Агре и вам дадут такой блокнот, полистайте, вдруг найдете привет от нас :).
Вот, кто нас встретил перед входом в Тадж-Махал
Вход в Тадж-Махал для иностранных туристов 750 рупий (12 долл или 2,200 тенге) и 20 рупий для местных жителей. Поэтому основную толпу будут составлять индийцы, приезжающие сюда с большими семьями. После покупки билетов не забудьте там же получить БЕСПЛАТНО бахилы и бутылку воды. Бахилы вам пригодятся для входа в сам Тадж-Махал, чтобы не оставлять обувь как фильме «Миллионер из трущоб» :). Очередь для индийцев и иностранных туристов разная, поэтому не стойте в толпе с индийцами, а находите свою. И еще, мужчины и женщины заходят отдельно, так что не теряйтесь.
После того как пройдешь все секьюрити, попадаешь перед воротами на территорию Тадж-Махала и уже тогда в голове возникает мысль – «Если ворота такие громадные, то какой он сам Тадж-Махал»!
С волнением заходим в ворота и вот перед нами открывается вид на величественный Тадж-Махал. Стоишь и у тебя нет слов. Потом хочешь сделать снимки, но везде ходят люди и ты думаешь, что их много. На самом деле людей станет еще больше ближе к 10-11 утра.
От входа к Таджу ведет тротуар справа и слева окруженный садами, а по центру располагается дорожка с фонтанами. Чем ближе ты подходишь к Тадж-Махалу, тем больше он кажется. Из-за загрязнения воздуха белый мрамор становится желтоватым и его приходится чистить. Но даже в таком виде он прекрасен.
Чтобы подняться на платформу и далее зайти в сам мавзолей, надеваем бахилы.
Пытаемся не свернуть шею, глядя вверх на минареты и сам мавзолей, выполненные из белого мрамора.
Вид на ворота с Тадж-Махала
Стены Тадж-Махала украшены инкрустированными камнями в мусульманском стиле, т.е. изображены только узоры и растения, а также написаны суры из Корана.
Внутри Тадж-Махал показался маленьким, но от этого не менее значимым. В центре рядом друг с другом расположены две могилы – что по ниже это могила Мумтаз-Махал и повыше Шах-Джахана. Они захоронены ниже под землей. Мумтаз-Махал была любимой женой правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана и умерла при родах 14-го ребенка. В честь нее Шах-Джахан и решил построить вечный мавзолей, строительство которого велось 22 года при помощи 20,000 строителей и завершилось к 1653 году.
Внутри мавзолея фотографировать нельзя, поэтому идем к выходу. С задней стороны вы попадаете на террасу с видом на реку Ямуна, отсюда же виден и Агра-Форт.
Милые и веселые школьники на экскурсии.
Слева от Тадж-Махала построена мечеть из красного песчаника. Такое же здание справа построено для симметричности.
Невозможно налюбоваться Тадж-Махалом, но нам нужно идти дальше.
Обычная жизнь Агры
Ловим тук-тук и едем в Агра-форт или его еще называют Красной крепостью из-за цвета стен, которые сделаны из красного песчаника. При покупке билетов показываете использованный билет в Тадж-Махал и получаете скидку в 50 рупий. Билет в итоге будет стоить 250 рупий.
Сказать честно, после Тадж-Махала крепость не впечатлила, хотя она огромная. Это была резиденция правителей империи Великих Моголов.
Из истории известно, что сын Шах-Джахана сверг отца и запер его в крепости. Легенда гласит, что он был заперт именно в Агра-форт, откуда он мог видеть Тадж-Махал каждый день до последних своих дней. Но это все легенда, но очень красивая. На самом деле он был заперт в красной крепости в Дели, вдали от Тадж-Махала.
Встретили еще веселых школьников
Также встретили тайских монахов
Потом мы перебрались на другую сторону реки Ямуна и побывали в парке с видом на Тадж-Махал. Говорят, здесь снимают эпизоды болливудских фильмов. Из индийских фильмов я помню только «Зиту и Гиту», но там вроде не было таких сцен)). Здесь же в парке в тени высоких деревьев можно устроить пик-ник. Представьте себе пик-ник с видом на Тадж-Махал.
Отдохнувшие, мы поехали смотреть «Маленький Тадж» или мавзолей Итимад-уд-Даула. Его так называют, потому что по архитектуре он похож на Тадж-Махал. Правильнее будет сказать наоборот, т.к. Тадж-Махал построен позже. Здесь похоронен дед Мумтаз-Махал, который занимал высокий пост в империи Великих Моголов.
В этом мавзолее сохранилась красивейшая отделка как снаружи, так и внутри.
Здесь же мы познакомились с бурундуком, то ли это был Чип, то ли Дэйл). Бурундуков в Агре много, они здесь вместо белок.
Закончился день на террасе кафе, где попивая масала чай со специями, мы переваривали увиденное. Вечером вернулись на вокзал и уехали на поезде обратно в Дели.
Еда
Отдельно надо выделить еду. Я не любитель острой еды и это было моим опасением. Ведь когда просишь сделать не остро или not spicy, тебе принесут не острую по их меркам еду. Так и было, но мне понравилось! Эти соусы к рису, лепешки с сыром или специями, масала-чай со специями, все было вкусно. Главное правило – после острой еды попросите йогурт и заешьте им, чтобы потушить «пожар» в желудке. Кстати на хинди чай будет чай, нан будет нан) Так что с голоду не умрете, как минимум хлеб с чаем заказать сможете)).
Мы ели в относительно недорогих кафе, там где ели местные индийцы среднего достатка. И везде все было вкусно. В среднем чек на двоих выходил 600 рупий (10 долларов или 1,800 тенге). Средняя цена за блюдо: 150-200 рупий.
Когда просите счет происходит интересное. К вам подойдет официант и перечислит все, что вы заказали и только потом даст вам счет. Если проценты за обслуживание не включены в счет, официант об этом скажет и размер чаевых уже зависит от вас. Интересно и то, что вместо привычной нам жевательной резинки орбит или дирол, вам подадут семена аниса с сахаром. Прикольная штука, говорят еще и полезно для пищеварения.
Спасибо за отзыв. Вы правы, там добрые люди. Индия — интересная страна
Я собиралась в Индию на две недели. Но теперь думаю не много ли две недели? Еду одна. И вообще стоит ли туда ехать, когда прочитала в этой статье все то что хотела узнать и увидеть?
Конечно езжайте! Это такие эмоции, восторг. Сама атмосфера, шум, люди… Вы там будете заметной, т.е. на нас обращают внимание местные жители. Они доброжелательны, улыбаются, с удовольствием позируют для фото. Нам очень понравилось. Пользовались услугами гида. Рекомендую очень этого человека. Мохд Садик говорит хорошо по-русски, знает своё дело.
alt.com sign up
Спасибо огромное, я даже распечатал блог. Еду в Дели. Очень поможет мне. все описан досконально.
заправка гелием баллона в спб — баллон гелия купить спб, гелий купить в спб
многоуровневый потолок с подсветкой — матовый натяжной потолок фото,, натяжные потолки фото для зала одноуровневые матовые,
hydra вход — сайт гидра на торе ссылка, сайт гидры hydra
my response hydra
фото кубани краснодарского края
Continued Гидра магазин
BINAR 5S — это универсальный предпусковой подогреватель, что действует независимо от мотора а также иных установок, располагающих электронную программу регулирования и также отслеживания температуры масла. Воздушная заслонка заручает шибкое стабилизирование температурного режима посредством элементарного переворота ручки.
Качественные подогреватели от Торгового Дома Автовариант
Подогреватель имеет высочайший коэффициент полезного действия при работе на холостом ходу (в пределах 90%), который сегодня достигается в связи хорошему распределению тепла меж емкостью и облегающими клапанами. Обогрев творится в верхней детали камеры сгорания, а рабочее давление — по всей плоскости камеры.
https://ecuatuning.com/index.php?topic=211282.0
Πриветǃ
Я зaметила, чтo многиe парни пpедпочитают обычных девушек.
Я аплодиpyю мyжчинaм, у кoтоpыx хвaтилo смелocти насладитьcя любoвью многиx женщин и выбpaть тy, котоpaя, как oн узнaл, будeт eгo лyчшим дpугом во вpeмя yхaбиcтoй и cyмасшeдшей дoроги, нaзывaeмoй жизнью.
Я xотeла бы быть тoй подругой, a нe пpоcто стaбильной, нaдeжнoй и скучной дoмoxозяйкoй.
Μнe 28 лет, Kpиcтина, из Чеxии, также знaю aнглийcкий язык.
B любом случаe, вы мoжетe нaйти мoй пpoфиль здеcь: http://spapsesonsire.ga/idl-43009/
Я люблю просматриваю ваш сайт.
Ценю! Посетите также мою страничку видимость сайта