Экспедиция в Мангыстау, плато Устюрт
О фантастических красотах Мангыстау я наслышан давно, видел их на фотографиях и читал о них истории. Откладывать поездку уже было нельзя! Поэтому мы, с группой товарищей, организовали экспедицию в Мангыстау на плато Устюрт и отправились туда на майских праздниках 2016 года.
Впечатления от Актау
Это был мой первый визит в Актау. Сразу же хочу отметить аэропорт города – аккуратный и приятный. Он напомнил мне небольшой аэропорт в каком-нибудь европейском городе.
А какой здесь вкусный воздух! Вкус моря с цветущими растениями (это было в мае месяце).
Сам город – это сплошные однотипные 5-ти этажные дома, расположенные по типу микрорайонов. Как вы, наверное, уже знаете, в Актау никто не называет названия улиц, и вообще они есть у них? Вместо этого навигация по городу происходит по номерам микрорайонов. Даже при вызове такси вы услышите нечто подобное: «Мне с 14-31 до 12-16», что означает такси вам нужно подать в 14 мкр. 31 дом, а поедете вы в 12 мкр. к дому №16.
И конечно же Каспий! Актауцы счастливые уже потому, что вечерами могут совершать променад вдоль берега.
А еще, бешбармак с рыбой! Впервые попробовал. Вкусно и необычно. Кстати, мы ночевали дома у боевого товарища Анели, спасибо тебе и твоим родителям за гостеприимство!
Логистика
Самая дорогая составляющая нашей экспедиции.
Перелет Астана-Актау-Астана авиакомпанией Скат составил 38,000 тенге.
Для передвижения по области обязательно нужен хороший внедорожник. Кроссовер или паркетный джип здесь не подойдут! Мы арендовали два джипа (Toyota Hilux и Mitsubishi Pajero Sport) с водителями за 100,000 тенге за машину на трое суток. Получается с человека вышло по 25,000 тенге. Плюс третья машина была знакомых (китайский аналог Toyota Hilux), поэтому за нее не платили.
Джипы нашли по объявлениям в интернете. Цены за джип доходили до 55,000 тенге в сутки, но нам удалось найти недорогой (относительно) вариант. Еще можно арендовать УАЗ «таблетку» на 8-9 мест. Это выйдет гораздо дешевле, но комфорта будет немного.
Маршрут
Маршрут составили сами. Почитали в интернете и определили для себя, что нам интересно.
Маршрут экспедиции:
Актау-Торыш (долина шаровидных конкреций)-Шеркала-Тузбаир (первая ночевка)-Бекет-ата-Бозжира (вторая ночевка)-впадина Карагие-Актау.
В общей сложности проехали больше 800 км за 3 дня!
Погода
Погода в мае (8-10 мая) была переменной. В первой половине первого дня лил настоящий ливень. Потом стояла солнечная погода. Ночи не были холодными, было приятно спать в палатках.
Я ожидал увидеть полупустыню и пустыню, а на деле все степи были покрыты зеленой травой. Местами трава была такой высокой, что собиралась на днище наших джипов. Такой Мангыстау напомнил мне родные края юго-восточного Казахстана.
Дороги
Обилие осадков, благодаря которым степи покрылись зеленым ковром, несли в себе обратную сторону – степные дороги заливались лужами и местами превращались в труднопроходимые участки. Наши джипы застревали пару раз в таких местах.
Асфальтная дорога Актау-Таушык вполне хорошая, с Шетпе в сторону Бейнеу так вообще идеальная (ее еще строят), с Бекет-ата до Жанаозена грейдер, с Жанаозена до Актау неплохой асфальт. На остальных участках мы ездили по степным дорогам, где не ловит никакая сотовая связь.
Итак, поехали!
День 1
Позавтракали вареными яйцами и пирожками и стали грузить вещи по машинам. Заранее закупили дрова, еды, питьевой и технической воды на все 3 дня. Взяли курс на север в сторону поселка Таушык. Стоило нам выехать из города, как полил сильный ливень. Подумалось, если будет так все три дня, то никаких красот Мангыстау мы не увидим. Но ливень прошел через пару часов.
В поселок Таушык не заезжаем, а держимся правее от него. Здесь нас ждет первая остановка – долина шаровидных конкреций. Еще вдоль трассы можно встретить отдельно лежащие камни круглой формы. Их перетаскивают и ставят в качестве памятника. Но в долине шаровидных конкреций таких камней сотни!
Камни имеют разный размер, от небольших до крупных. Округлость эти камни получили под воздействием воды. Как вы знаете, территория современного Мангыстау когда-то была дном гигантского моря. Даже сейчас в каньонах можно обнаружить останки древних рыб.
Делаем фото на память, наслаждаемся видами, вдыхаем вкусный аромат степей и движемся дальше.
Через полтора часа, не доезжая Шетпе, мы добираемся до горы Шеркала. Спереди это отдельно стоящая известняковая гора напоминает гигантскую юрту, а с другой стороны лежащего льва. От этого и произошло название «Шер-кала» — «Львиный город».
Гора гигантская с отвесными краями. Поэтому даже не думайте залезать на нее без специального снаряжения. Даже со снаряжением это может быть опасным, т.к. скалы под воздействием ветра и дождей постепенно разрушаются. В горе есть несколько пещер, но лично мне они не были интересны.
А вот что стоит сделать, так это обойти гору вокруг. Займет это час-полтора, но каждый следующий поворот будет открывать перед вами все новые и новые красивые и необычные виды Шеркалы.
Шеркала – популярный маршрут для местных жителей и туристов. Поэтому здесь вы всегда встретите людей. Недалеко от горы находится небольшой лесок, в тени которого многие устраивают пикники или остаются на ночлег. Мы же предпочитали более уединенные и дикие места, поэтому настаивали на ночевке в Тузбаире.
Тузбаир — это солончак (сор) с красивейшими каньонами вокруг и должен был стать нашим первым местом ночлега. Но водители, молодые местные парни, были категорически против этой идеи. Они были слегка мнительны и боялись ночевать недалеко от солончаков, где по поверьям водятся джины. В конце концов мы уговорили их ехать в Тузбаир.
Заправившись в Шетпе, по отличной трассе направились в сторону Бейнеу. Где-то на полпути до поселка Сай-Отес свернули направо на проселочную дорогу. Проселочных дорог здесь много, поэтому понять что-куда ведет невозможно. Мы держали курс по gps через густо заросшие степи.
И только к вечеру мы достигли цели, подъехав к Тузбаиру с севера через верхний уступ. Увиденное поразило всех! Здесь каньоны самых разных цветов, от ярко красного до белоснежного, тянулись на несколько километров вправо и влево. Красота невероятная!
Но наслаждаться красотами не было времени. Надо было разбивать лагерь до темноты. Машины оставили наверху, а сами со всем необходимым спустились вниз к утесу, чтобы холодный степной ветер не задувал нас.
Поставили палатки, развели костер, вскипятили самовар, приготовили скромный ужин (картошку с тушенкой) и сели у костра. В такие моменты нет ничего вкуснее картошки с тушенкой и крепкого чая с самовара! Вдали на закате розовел, а потом и темнел, солончак Тузбаир. Каньоны нависали над нами. Появились звезды. И вокруг никого, только ты и Вселенная.
День 2
Проснувшись утром и взглянув на каньоны Тузбаира, меня охватило сильное желание поскорее отправиться на исследование этого удивительного места. Многие ребята только просыпались, когда я с двумя товарищами отправились к каньонам.
Среди всех этих каньонов меня не покидало ощущение, что ты находишься на другой планете. Вокруг ни души, только скалы разных форм и цветов и белая от известняка земля.
Каждый каньон открывал перед нами все новые и новые виды. При этом мы прошли только малую часть каньонов и так не спустились к солончаку. Сюда нужно приезжать как минимум на пару дней, чтобы обойти все места и возможно найти останки древних рыб.
Нам же надо было двигаться дальше.
Предстоял сложный, 150 километровый, путь по степным дорогам к мечети Бекет-ата. Как я уже говорил, степь была в лужах. Ехать приходилось осторожно и внимательно. Водители показали мастерство, преодолевая все затопленные места без серьезных происшествий. Пару раз застревали Митсубиши Паджеро и китайский пикап. Приходилось тянуть их третьей машиной Тойотой Хайлюкс. После этого трипа я влюбился в эту машину! Идеальный джип для внедорожных, многодневных путешествий.
То пыля, то буксуя, мы двигались на юго-восток. Справа от нас тянулись каньоны, и они не думали кончаться! Вы только представьте себе каньон длинною в сотни километров. Невероятно. Местами мы останавливались у обрывов, чтобы восхититься этой красотой. Мангыстау – это настоящий кландайк для любителей невероятных каньонов, в сравнении с которыми, Чарынский каньон просто небольшой скалистый участок
К 4 дня мы уже были на автостоянке у подземной мечети Бекет-ата в урочище Огланды. Здесь я должен сказать, что наша поездка отличалась от большинства людей, прибывающих сюда. В Бекет-Ата приезжают паломники, и едут они все в основном по грейдерной дороге со стороны Жанаозена. По пути обязательно заезжают к могиле Шопан-Ата, учителя Бекет-Ата. Читают там молитву, и только после этого держат путь к мечети Бекет-Ата. Это такой паломнический путь. Наш маршрут делал своеобразный круг, поэтому мы не заезжали к могиле Шопан-Ата, но при этом наши помыслы и поступки были чисты.
На стоянке много машин. В основном это «таблетки» УАЗ, микроавтобусы, джипы. Недалеко от машин беседует группа водителей, которые ожидают своих клиентов, чтобы отвезти их обратно в Актау, Шетпе или Жанаозен.
Перед тем как зайти на территорию мечети Бекет-Ата, мы остановились у могилы Огланды-Ата, которая находится справа от входа на территорию, и прочитали молитву.
Некрополь-комплекс Бекет-Ата находится у основания каньона. На территории имеется умывальня, гостевой дом (где каждый может остановиться совершенно бесплатно) и сама подземная мечеть. Мечеть-некрополь фотографировать запрещено, поэтому фотографий моих нет (можете посмотреть в интернете).
Вход на территорию
Бекет-Ата Мырзагул-улы жил в 18 веке, был проповедником, суфием, целителем и мудрецом. За свою жизнь Бекет-Ата построил четыре мечети, и в одной из них, которую мы посетили, он провел остаток жизни, где и был похоронен.
После омовения мы направились к подземной мечети, которая находится внизу каньона. Чтобы добраться до подземной мечети нужно спуститься по ступенькам и дорожкам, которые находятся в хорошем состоянии. Спуск занимает минут 20-30. По пути установлены беседки, что очень предусмотрительно, где можно отдохнуть от пылающей жары. Особенно это нужно слабым, больным и старикам, идущим к святому Бекет-Ата за исцелением. Говорят, что все молитвы и просьбы, совершенные в подземной мечети, исполняются. Благодаря многочисленным рассказам паломников, к Бекет-Ата приезжают не только со всего Казахстана, но и с ближнего и дальнего зарубежья. Пока мы спускались вниз, нам встречались многочисленные группы турецких паломников.
Дорожка ведет вниз к подземной мечете Бекет-Ата
По пути вы проходите родник, вода из которого имеет соленоватый вкус. Можно набрать в бутылку, говорят она очищает.
Вот мы и дошли до подземной мечети Бекет-Ата. Мечеть построена внутри меловой скалы. Перед входом в подземную мечеть всегда многолюдно. Люди дожидаются возможности зайти внутрь. Чтобы регулировать поток желающих войти, перед входом стоит служащий мечети. Занимаем очередь и ждем своего часа. Некоторым становится плохо, кого-то пропускают вперед, кого-то несут на руках. Кстати, обувь нужно будет снять и оставить снаружи.
Пришла и наша пора зайти в святое место. Входим через низкую входную дверь и попадаем в небольшой коридор. Заходим в малюсенькую глиняную комнату по правой стороне и рассаживаемся на полу. Нас встречает мулла, немного рассказывает о подземной мечети, потом читает молитву. Садака (пожертвование) можно оставить здесь.
Далее проходим в следующую комнату, в которой стоит посох Бекет-Ата. Здесь можно самостоятельно прочитать молитву. Люди проходят вокруг этого посоха три раза против часовой стрелки, обязательно дотрагиваясь до него, и просят у Бекет-Ата каждый о своем. Из комнат выходить положено спиной к двери.
Одухотворенные, мы потопали наверх. Предстоял 40-минутный подъем по жаре. Поднявшись наверх, мы направились в гостевой дом при мечети. В центральной, самой большой и длинной комнате установлен длинный низкий стол, на котором всегда накрыт дастархан. Вправо и влево расположены комнаты для отдыха, отдельно для мужчин и женщин, в которых любой желающий может остаться на ночлег или просто отдохнуть. Имеются корпешки.
За дастарханом полно народу. Кстати, с собой следует принести что-нибудь к дастархану и выложить на стол. Обычно это баурсаки, шелпеки, печенья, конфеты. Мы сели за стол. Сразу же нам принесли чистые кесешки и рядом сидящие женщины стали разливать нам чай. Здесь так принято. Все открыты и добры друг к другу и помогают во всем. Девушки могут разливать чай, убрать со стола, помыть посуду и т.д. Парни могут принести воды с колодца, наколоть дров и т.д. От такого единения на душе становится тепло и хорошо!
К 8 вечера здесь подают ужин. В этот раз блюдом было мясо с рисом. Опять-таки бесплатно! Мы не стали дожидаться ужина, т.к. надо было ехать дальше. Наши водители немного расстроились, что уедут голодными. Но мы им пообещали мега-вкусный ужин на костре
Мы сели в наши пыльные и грязные джипы и направились в местность Бозжира. С Бекет-Ата до Бозжиры ехать примерно минут 40 по бездорожью. Пики Бозжиры знамениты на весь Казахстан, т.к. они были изображены на 1000-ной купюре казахстанских тенге. Еще раньше, именно глядя на фотографии Бозжиры, я окончательно утвердился в мысли посетить Мангыстау.
Уже вечерело, когда мы подъезжали по пыльной дороге к Бозжире. Водителям стоит быть осторожнее, т.к. здешние камни острые как лезвие ножа. Не доехав пару километров один из наших джипов глохнет! У машины умирает генератор. Пришлось ставить аккумулятор с другого джипа. Пока поставили палатки уже стало совсем темно и можно было различить только силуэты пиков Бозжиры.
Наспех сделали ужин – макароны с тушенкой. Получилось не совсем мега-вкусно как мы обещали водителям, но главное сытно и съедобно.
Сидим мы значит у костра, вокруг никого, только мы и каньоны Устюрта. Как вдруг вдали мы отчетливо увидели свет фонаря. Фонарь то светил, то пропадал. Водители не на шутку встревожились. Я так понимаю история с джинами в солончаках все еще была в их голове, а урочище Бозжира в принципе и есть солончак. Водители стали в спешном порядке вооружаться, но в арсенале были только походные ножи. С ножами в руках они сели в джипы и отправились на свет фонаря. Потом джипы исчезли за бугром, исчез и фонарь. Ничего нет, только черный горизонт вдали. Неожиданно откуда-то с той же стороны раздался хлопок и небо сотрясли взрывы салюта! Салют в степи, где по идее нет ни души.
Водители вернулись через полчаса. Довольные, что свет фонаря оказался не играми джина, а светом от группы российский туристов. Говорят, что российские туристы также были перепуганы внезапным появлением людей на джипах. Потом было фото на память и пожелания счастливого пути
День 3
Проснувшись утром и приоткрыв дверь палатки, я первым делом увидел гигантские пики Бозжиры, залитые солнечным светом. Красота невероятная!
Мы быстро позавтракали и отправились в пеший поход по окрестности.
Задача состояла в том, чтобы взобраться на соседний каньон, откуда должен открываться потрясающий вид на долину и пики Бозжиры. Мы шли вдоль мелового каньона, потом свернули налево и стали постепенно подниматься на него. Местами было скользко и опасно, но мы благополучно взобрались наверх. Крыша каньона оказалась плоской и обширной. Еще немного шагов вперед и вот перед нами вся долина Бозжиры с высоты птичьего полета! Дух захватывает!
Стоим, жадно вдыхаем уже разогретый воздух плато Устюрт и не можем налюбоваться окружающими видами. Делаем фото, а потом еще фото, и еще. Фотографировать эту красоту можно бесконечно!
Говорят, если хочешь почувствовать себя песчинкой, приезжай в Мангыстау. Здесь земля как космос или вселенная, а человек словно маленькая песчинка во всем этом пространстве! Мы все это почувствовали и благодарны Мангыстауской Земле за это!
Спустились также благополучно. В лагере нас уже заждались водители. Собрали наши палатки, загрузили все по машинам и взяли курс на Актау, по пути остановившись на перекус в Жанаозене и вдоль впадины Карагие. Назад ехали удовлетворенные и восторженные. Я знал, что Земля Мангыстау удивительна, но не думал, что настолько!
Наши счастливые лица, наверное, точно передают состояние на тот момент. Спасибо всей команде, ребятам, водителям. Экспедиция в Мангыстау была одной из лучших!
Итоги
За три дня мы проехали свыше 800 км на трех джипах в количестве 13 человек.
Бюджет поездки составил 66,500 тенге на человека, включающий в себя:
— авиа перелет Астана-Актау-Астана — 38,000 тенге
— аренда джипа с человека — 25,000 тенге
— походное питание — 2,300 тенге
— дрова, вода и прочее необходимое — 1,200 тенге.
Путешествуйте по Казахстану, друзья!
Как же я вам завидую! Спасибо большое за то что все так прдррбно и интересно расписали! можно будет по Вашим заметкам повторить маршрут еще раз спасибо большое за то что поделились со всеми такой красотой! Скоро и я инша Аллах все это увижу своими глазами
Спасибо вам за приятный отзыв
Земля Мангыстау действительна уникальна и красива! Отличного вам путешествия!
доброе время суток
у вас маршрут не сохранился мы в следующем году планируем посетить Плато Устюрт только вот маршрут не могу найти
Добрый день,
подробной схемы пути я не делал. По тексту в статье вы уже наверное составили его: Актау-Торыш-Шеркала-Тузбаир-Бекетата-Бозжира-Карагие-Актау. Маршрут получается кольцеобразным.
Это светая земля, музей под открытым небом! Приезжайте еще раз, вы увидили только одну часть из всего что есть!
Обязательно приеду еще. Уже планирую на следующий год!
Что еще можно увидеть подскажите?
Просто классно! А на седане сможем увидеть красивые места не сьезжая с асфальта? Те самые шары, шеркалу, бозжиры и другие каньоны? А еще подскажите про gps пожалуйста по конкретнее! Оно отдельное устройство работающее без интернета или на телефоне сохраненные карты были у вас?
На седане Шеркалу точно сможете увидеть, она почти вдоль дороги. Также сможете проехать к мечети Бекет-Ата.
А вот Тузбаир и Бозжиру на седане увидеть никак не получится. Нужен хотя бы кроссовер.
Добрый день. А как можно с Вами выехать? И планируется ли в этом году поездка ?
Благодаря вам познала частичку истории от очевидца нашей красивой страны. Спасибо за рассказ. Мечта повторить ваш маршрут.))
Величия нашей земли не иссякаемы. Красота Мангистауской земли на века..
Всем привет. А мы из России (Средний Урал) 4 раза уже были у Вас в гостях — 2 раза на оз. Балхаш (июль-август) и его окрестностях и 2 раза (на майские праздники, у нас еще снег, а тут уже 25-28 тепла) колесили по п-ву Мангишлак (были во всех местах перечисленных в статье). Красота — супер. Планируем побывать еще не раз.
Что нибудь о вашей поездке можно почитать или посматреть. Какая дорога до Актау ивсё остальное. Мы живём в Самаре тоже хочется поглазеть на эту красоту. Как с заправками. Одним словом будем рады любой инфомации.
Д.день! Дороги идеальные! С заправками проблем никаких.