Нуржан Алгашов и Дана Нуржанова

Восхождение на Эльбрус

В августе 2017 года казахстанская экспедиция в составе знаменитого альпиниста Максута Жумаева, семейной пары путешественников Нуржана Алгашова и Даны Нуржановой, пиарщика и отца большого семейства Нуркена Халыкбергена отправилась в Приэльбрусье на Кавказе, чтобы совершить восхождение на самую высокую гору Европы Эльбрус.

День 1,

4 августа

Летели рейсом Авиакомпании SCAT Алматы-Астана-Минеральные Воды. Назад через Актау. Почти полный борт говорит о том, что направление на Минеральные Воды довольно популярно среди казахстанцев. Сюда летают в основном семейные и пожилые люди для отдыха в многочисленных лечебных санаториях кавказских минеральных вод: Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск.

По прилету быстро прошли пограничный контроль. В отличии, скажем, от пребывания в Москве или Питере, здесь не требуется заполнение миграционной карты, если вы въезжаете по паспорту и на срок не более 30 дней.

На выходе нас уже ждал Исмаил, водитель старенького микроавтобуса. Цена поездки на пятерых с Минеральных Вод до Терскола составила 5000 рублей. Время пути примерно 3 часа. По дороге заехали в супермаркет в МинВодах, где закупили необходимые продукты в виде тушенки, лапшы, воды и шоколадок.

С Минеральных Вод хорошая трасса ведет на юг, и уже через некоторое время мы едем по территории Кабардино-Балкарской Республики. Не заезжая в столицу КБР город Нальчик, сварачиваем направо. Проезжаем множество сел и постепенно равнинный ландшафт начинает меняться на горный. Справа и слева вырастают могущественные скалы. Виды впечатляют. Мы движемся по Баксанскому ущелью. Дорога такая же отличная. Местные коровы тоже сильно любят асфальтную дорогу, лежат по середине дороги и отдыхают.

По дороге остановились у памятников в честь первых восходителей на Эльбрус: балкарца и карачаевца. Там же недалеко памятник Пастухову.

На пути к Эльбрусу

Едем дальше и в обед мы уже на месте. Как назло в это же время проходили соревнования трейлраннеров Elbrus Race 2017, в связи с чем почти все отели были заняты. Пришлось селиться в Чегете, в двух километрах от Терскола. С Чегета потрясные виды на ледники Кавказских гор. Пообедали, погуляли по округе и пошли спать.

Вид с Чегета

День 2

5 августа

С утра вышли на акклиматизационный выход на гору Чегет. Вообще Чегет – это горнолыжный курорт со сложными трассами. Но и летом здесь работает подъемник. Из-за этого здесь всегда многолюдно. Но мы конечно же идем пешком по хорошей тропе, которая зимой превращается в горнолыжную трассу. На середине пути где один подъемник заменяется другим, стоит знаменитое кафе «Ай». Говорят здесь любили бывать Визбор и Высоцкий.

Чегет Приэльбрусье Кафе Ай Чегет Кафе Ай Эльбрусинка

Мы идем выше и поднимаемся до конца кресельной дороги. Высота 3100 м. Дальше можно было бы подняться на пик Чегет (высота 3400 м), но по пути могут встретиться российские пограничники и потребовать пропуск на приграничную зону. Потому что за этим хребтами уже Грузия. Поэтому дальше мы не пошли.

Донгуз-Орун Казахи на кавказе Жумаев Алгашов Нуржанова Максут Жумаев Нуржан Алгашов

Но и отсюда открывается невероятный вид на Эльбрус! Видно, что там много снега и льда.

Эльбрус Путешественники из Казахстана

Спускаемся, обедаем, отдыхаем.

День 3

6 августа

После завтрака переезжаем до Поляны Азау. Это соседний горнолыжный курорт, находится в 5 километрах от Чегета. Именно с Поляны Азау поднимаются подъемники на предвершину Эльбруса. Есть два типа подъемника: новая гондольная дорога как на Чимбулаке стоит 1000 рублей и старенькая советская кабинка по 250 рублей. По пути подъема придется сделать несколько пересадок на станциях «Кругозор» и «Мир». Со станции «Мир» ходит кресельная канатка до станции «Гарабаши», которая является конечной.

Канатка Эльбрус

Здесь в шаговой доступности от станции «Гарабаши» располагаются первые жилые вагончики, именуемые местными как «бочки». Высота местности 3850 м. Ночуем в одном из вагончиков. Спасибо Максуту, который договорился и нашел нам места. Цена 800 рублей на человека в сутки. Внутри вагончика двухярусные нары, без отопления, кухня-столовая в отдельном вагончике, где можно готовить пищу на газу. Туалет деревенский на улице. За водой бегаем к леднику откуда течет ручей.

Бочки 3800 м

Расположившись, мы на легке поднялись на верх к следующим жилым вагончикам, которые именуются Приют 11 или просто Приют. Высота приюта 4100 м. Нам нужно было акклиматизироваться и найти места на завтрашний день. С бочек до приюта идти примерно час. Зашли в первый приют, который построен из камня. Там темно, душно и воздух был малость не свежим) Стали общаться с администратором этого приюта и поняли, что здесь жить нам не надо. Молодой человек был немного груб и пофигистичен.

Поэтому мы поднялись пару десятков метров к серым вагончикам и встретили Костю. Здесь уже было все по другому! Костя, оказался не только отличным мужиком, но он еще был в спортивке «ЦСКА-Казахстан»! С его слов эту спортивку подарили ему члены высотной сборной Казахстана, которые в рейтинге №25 и №26. Мы понимаем, что это ведь Максут Жумаев и Василий Пивцов. Каково было удивление Кости, когда мы сказали, что Максут тоже здесь с нами.

Забронировав места в вагончике №4, мы пошли вниз к «бочкам». Был ужин и встреча заката. Внизу растелились облака словно пушистый ковер. В тот вечер было сказочно красиво и душевно.

Бочки Эльбрус

День 4

7 августа

Рано утром выдвинулись к нашему новому дому в вагончик №4 у Кости. Так как тащили все свои вещи, а у меня было целых два рюкзака, поднимались медленно. Уже в конце пути Нуркен успел дойти, оставить свои вещи и спуститься, чтобы взять один из моих рюкзаков. Рахмет, Нуркен!

Мы оставили вещи в своих апартаментах и вышли на акклиматизационный выход к скалам Пастухова, названным так в честь русского топографа. Высота верхней части скал Пастухова 4700 м. С приюта до скал идти по леднику, который засыпан снегом. Проезжающие ратраки своими следами обозначили дорогу наверх. Идти надо между двух гряд скал. Ближе к полудню начинает все подтаивать, рыхлый лед и снег превращаются в кашу, и со всех сторон ледника вниз устремляются талые воды в виде ручьев. Периодически пролетают снегоходы – это местное такси. Снегоход может заехать на высоту почти 5000 м. Ратраки доезжают до верха скал Пастухова на 4700 м. Стоимость ратрака на верх 4000 рублей на человека, ночной подъем на снегоходе стоит 8000 рублей. Спуск до приюта 2000-3000 рублей с человека. Лично я не одобряю такой подход. Считаю, что в горы должны подниматься те, кто могут подняться сами.

Ратрак Эльбрус

В среднем подъем с приюта до верха скал Пастухова занимает 2,5 часа.

Забегая вперед скажу, что акклиматизации до 4700 м оказалось мало. Поэтому всем советую подниматься выше, если есть время. Выше скал Пастухова крутой склон, по которому нужно идти зиг-загом, чтобы не выдохнуться и не сбить темп. На середине склона стоит одинокий ратрак, корнями замерзший в ледник. Еще выше и вы доходите до начала косой полки. Я рекомендую акклиматизироваться до этого места, до начала косой полки, это почти 5000 м.

Мы же после скал Пастухова спустились к себе в приют.

Нуржан Алгашов Эльбрус с юга Приэльбрусье Скалы Пастухова

День 5

8 августа

Сегодня Максут сказал устроить день отдыха перед штурмом. Я с Даной решили потренировать технику ходьбы с ледорубом и задержание на склоне при срыве. Одели все снаряжение. Так как у меня кошки были прокатные, надо было посмотреть на них и подогнать под свой ботинок. Походили часок по округе, имитировали срыв и зарубание ледорубом.

Кошки ледоруб Нуржан Алгашов

Потом весь день ничего не делали. Ели, пили, спали. Хотя поспать толком не получалось.

В 22.30 встали. Пошли «завтракать». Погода стояла очень ветряная. Дул сильный порывистый ветер. Думали он стихнет, и мы стали ждать. Просидели так до 1 часу ночи.

День 6

9 августа

День штурма. 1 час ночи. Решаемся все же выходить на гору, так как выходя из вагончика видели несколько ратраков, отправляющихся наверх. Но ветер не утихал. Идти было тяжело из-за ветра. Иногда ветер чуть ни сбивал с ног, палки спасали. Нас было трое: я, Дана и Нуркен. Останавливаться для отдыха тоже было не вариант, так как ты сразу чувствуешь холод и начинаешь замерзать. Еще в первые часы очень хотелось спать. Сказывалось то, что мы толком не поспали днем.

Небольшое видео о ветре на горе в ту ночь можно посмотреть здесь https://www.facebook.com/arbatravelclub/?ref=ts&fref=ts

Под сильный боковой ветер до верха скал Пастухова мы дошли довольно быстро – за 2 часа 15 минут. Немного отдохнули и пошли дальше – по крутому склону наверх. Уже пройдя замерзший ратрак стало светать. К полке подошли отдав очень много сил. Уже было светло. Ветер немного стих.

Восхождение на Эльбрус с юга Нуржан Алгашов Кавказские горы

Казахи на Эльбрусе

Впереди надо было пройти опасный участок пути, который именуется как «косая полка». По сути это траверс со склона восточной вершины к седловине. Имеется натоптанная тропа. Под ногами снег. Но любое падение вниз приведет к тому, что упавший пролетит по склону 2 км вниз. Там уже без шансов. Поэтому надо было идти предельно осторожно – не зацепить кошками штанину, не споткнуться, не поскользнуться (кошки имеют свойство забиваться снегом и льдом и от этого они проскальзывают на снегу/льду).

Пройдя половину или треть косой полки, я стал чувствовать себя не очень хорошо. У меня замедлился ход, шаг становился неуверенным, меня подташнивало. В мыслях я уже моделировал ситуацию, если буду терять сознание надо будет успеть зарубиться ледорубом. Я думал вот сейчас такое самочувствие пройдет, но с каждым шагом становилось все хуже и хуже. Ситуация была критичной.

Дана шла позади меня и заметила все эти изменения. Кроме того она заметила, что у меня была немного заторможенная реакция и взгляд был не сконцентрированным. Она спрашивала как я себя чувствую, я отвечал, что все хорошо. В один момент она сказала «стой»! Я остановился, обернулся и посмотрел на нее. Она сказала то, чего я не хотел никак признавать – у меня начиналась горная болезнь. Поэтому Дана настояла, чтобы мы развернулись и пошли вниз незамедлительно. Принять такое решение было сложно. Мы были на высоте примерно 5200 м и до вершины оставалось 400 м по вертикали. Но мы приняли решение развернуться и идти вниз! Я очень благодарен своей супруге, что она оказалось рядом в тот момент и развернула меня! Был бы я один, я, наверное, пошел бы дальше…

Идти вниз было сложно. Усталость и горняшка давали о себе знать. Мы шли медленно и часто останавливались на отдых. Дойдя до своего вагончика к 9 часам утра, мы сняли кошки с ботинками, и как есть в одежде упав на кровать, заснули сразу же. Проснулись лишь от шума и громкого голоса Нуркена (примерно к обеду), который каким то образом через боль и усталость дошел в тот день до вершины и благополучно спустился. Мужик! С Горой!

Он тоже упал на свою кровать и уснул. Проснулись мы после обеда когда к нам зашел Максут. По плану он должен выходить на гору сегодня ночью с молодым парнем из Астаны. Максут спросил сможем ли мы пойти еще раз на гору. В тот момент я был сильно уставшим и на 70% был настроен отрицательно.

Мы встали, пообедали, потом как бы силы пришли и настроение улучшилось. Уже к вечеру мы с Даной решаем для себя, что в эту же ночь выйдем еще раз на штурм Эльбруса. Попытались поспать хотя бы еще немного. Не удалось. Встали в 23.00, приготовили «завтрак», но еда как-то не пошла. Пошли собираться.

День 7

10 августа

В полночь мы вышли из нашего вагончика №4 с мыслью взойти на вершину Европы. Погода стояла безветренная. Сделав первые шаги, мы поняли, что наш темп будет еще медленнее чем вчера. Организм бунтовал и не хотел идти, он просил сна и теплой кровати. Первые часа два мы шли очень медленно и никак не могли набрать нужный нам темп. Только после двух часов борьбы со сном, усталостью и разочарованием прошлой ночи, мы хоть немного набрали темп. От этого улучшилось и настроение.

Вот уже прошли замерзший ратрак и подходим к косой полке. Обернулись вниз. Картина не радовала. Снизу тянулись тучки, которые уже накрыли наш приют. Мы боялись, что они поднимутся выше и тогда о восхождении можно забыть. Мы решили не думать о погоде, взяли ледоруб в руки и пошли по косой полке. В этот раз головной боли и тошноты не было, и шлось очень хорошо. Вот что значит вчерашняя акклиматизация на 5200 м!

Нуржан Алгашов

Ближе к седловине мы сели перекусить и отдохнуть. Тогда же на пути мы встретили мастера спорта по альпинизму, инструктора из Алматы Рудакова Александра Юрьевича. Он участвовал в Эльбрусиаде и был делегатом от Казахстана. Поговорили, спросили о самочувствии. Продолжили путь вместе. Рудаков А.Ю. на опыте конечно же оторвался от нас.

Косая полка переходит в седловину. Это место между двумя вершинами – восточной и западной. Западная выше, поэтому большинство людей идет на нее. Здесь уже появляется солнышко. Становится жарче. С седловины предстоит подняться уже на саму западную вершину по крутому склону. Собираем все силы и идем дальше. Тропа также хорошо проложена, местами даже напоминает ступени. Где-то с середины начинаются перила. Многие считаю этот участок не опасным и не встегиваются в перила. Это странно. Почему бы лишний раз не обезопасить свой подъем, встегнувшись в перила? Мы встегнулись как положено.

Западная вершина Эльбруса

После крутого подъема предстоит еще небольшой подъем. И вы выходите на плато с пологим подъемом. Здесь многие бросают свои рюкзаки и идут на легке. Этого я категорически не советую делать. Погода в горах может измениться в любую минуту, особенно на такой высоте. Условно, вы не можете видеть тучку из-за другой вершины (восточной). А рюкзак может быть вашим спасителем – там теплая куртка, горячий чай, аптечка и т.д.

Самой вершины еще не видно, но все спускающиеся говорят, что она совсем близко. В этот миг хочется пойти быстрее, но ускорить шаг никак не получается. Вместо этого мы шли как дети в ясли-саду. И вот пройдя очередной небольшой подъем, мы увидели саму вершину! Спутать было невозможно. Там толпились люди. Я закричал! Для себя и самому себе! Что еще чуть чуть и мы у цели!

5642 м

Поверьте, даже видя вершину, ускорить шаг нам не удалось. Также медленным темпом, ровно в 10 утра, мы взошли на самую высшую точку Европы западную вершину Эльбруса! 5642 м над уровнем моря! Счастье! Облегчение! Мы сделали это! Со второй попытки! Собрав все свои физические и моральные силы!

С собой у нас был флаг Авиакомпании SCAT и в честь 20-летия авиакомпании, мы водрузили его на вершине Европы! Конечно, с собой у нас был и флаг Казахстана.

Нуржан Алгашов и Дана Нуржанова Скат Эльбрус

флаг Казахстана на Эльбрусе

Также у Рудакова А.Ю. оказался флаг нашей Федерации Альпинизма Алматы, с ним мы тоже сделали снимок на память.

Федерация Альпинизма Алматы

Оставаться долго на вершине нельзя. Во-первых, это высота. Во-вторых, погода может измениться, особенно ближе к обеду. Поэтому сделав снимки, мы идем вниз. Здесь главное от эйфории и усталости не потерять концентрацию. Ведь подняться на гору это лишь пол дела! Надо еще безопасно спуститься с нее.

Нуржан Алгашов Вид на Кавказские горы Восхождение на Эльбрус Кавказские горы

3 часа занял спуск к нашему лагерю. Все наши уже ушли. Первым с горой нас поздравил Костя. Мы быстро собрали вещи, даже не поев, отправились вниз к канатной дороге, ведь она работает до 15.30. Чтобы не терять время, доехали до станции Гарабаши на ратраке за 500 рублей с человека. Ели успели на канатку, сели ровно в 15.30 со станции Гарабаши. Потом пересадка на станции Мир, и еще одна пересадка на станции Кругозор.

И вот мы стоим на Поляне Азау. Первым делом идем в кафе «Огонек», заказываем нормальной еды, подключаемся к wifi и пишем своим родным и близким, что с нами все хорошо, что мы благополучно спустились с гор. Блаженство пить тархун и есть горячие хычины!

Наевшись, мы отправились в Терскол, где Максут договорился для нас о заселении в легендарную гостиницу «Купол». После вагончика на 4200 м, номер полулюкс в гостинице «Купол» просто сиял и казался 5-звездночным отелем! Первым делом, конечно же, принимаем горячий душ. А потом отсыпаемся весь день и всю ночь.

День 8

11 августа

Странно, но проснулись рано утром. Организм еще не понял, что можно перейти в режим отдыха :) Что делать, пошли на завтрак. При гостинице «Купол» есть одноименное кафе. Здесь внутри все говорит о горах, альпинизме, горовосходителях. Вдоль стен и на потолке развешаны флаги разных государств и организаций, оставленные здесь участниками различных экспедиций на Эльбрус. И целых три казахстанских флага!

Терскол

Гостиница и кафе «Купол» место легендарное в Терсколе благодаря хозяину этого заведения. Зовут его Абдул-Халим Ольмезов, Президент федерации Альпинизма и Скалолазания Кабардино-Балкарской Республики. Он дважды был на вершине мира Эвересте, более 200 раз поднимался на Эльбрус. Кстати, родился Абдул-Халим в Казахстане, в селе Чемолган, поэтому у него особое уважительное отношение к казахам. Как впрочем практически у любого балкарца. В советские годы многие балкарцы были депортированы в Казахстан, поэтому с Казахстаном их связывает многое. Язык балкарцев на 50% похож на казахский. Можно легко общаться на казахском и понимать разговор.

Купол Терскол

Если вы взошли на Эльбрус с гидом или инструктором, от имени Федерации Альпинизма и Скалолазания КБР можно получить памятный сертификат об успешном восхождении. Нам его заполнил и лично вручил выдающийся казахстанский альпинист, взошедший на все 14 восьмитысячников Планеты без кислорода Максут Жумаев! Теперь есть что повесить на стену :)

Максут Жумаев Эльбрус

День 9

12 августа 17

Собираем вещи. Договариваемся с такси до Минеральных Вод за 2500 рублей на двоих. Прощаемся с Абдул-Халим Ага. Говорим саубол (рахмет по балкарски) гостеприимной Земле северного Кавказа, благодарим Эльбрус, за то, что пустил и отпустил нас, и с хорошим чувством на душе отправляемся домой.

На борту Авиакомпании SCAT нас ждал сюрприз! Уже во время полета, бортпроводники объявили по громкой связи, что на борту летят альпинисты, побывавшие на Эльбрусе. Дане подарили красивый букет цветов. Это было так здорово! Потом мы сделали общее фото вместе с замечательным экипажем с флагом Авиакомпании SCAT, который побывал на вершине Европы. Поздравляю Авиакомпанию SCAT c 20-летием! Открытого неба, безопасных полетов, новых направлений и благодарных вам клиентов!

Флаг Авиакомпании SCAT

А вам друзья, я желаю новых путешествий и яркий открытий!

2 ответы
  1. Wow Kazakhstan
    Wow Kazakhstan says:

Добрый день! Можно ли использовать ваши пейзажные фотографиии в инстаграм-группе, где мы коллекционируем снимки страны? С обязательным указанием вашего авторства, конечно же

• Нуржан Алгашов says:

Добрый день. Да, при использовании ссылки и указании авторства.

Хотите присоединиться к дискуссии?