Круизное путешествие: от А до Я
Несмотря на продолжительную историю, для большинства круизы до сих пор остаются малопонятным и неизведанным видом путешествия. Мы считаем это чем-то очень дорогим и эксклюзивным, уделом богатых пенсионеров и золотой молодежи. Однако найти более активный, познавательный, но вместе с тем комфортный вид отдыха, чем круиз довольно сложно.
Я принимала участие в круизе по Восточному Средиземноморью в составе большой группы турагентов: наша программа отличалась лишь наличием семинаров в дни нахождения в море, в остальном же мы были такими же пассажирами круиза, как все остальные. Также в поездку со мной отправилась мама, что позволило мне оценить пригодность такого рода путешествий для представителей старшего поколения. Итак, обо всем по порядку.
Маршруты
В нашем случае это было 10 дней в целом, при этом 3 из них в море (если говорить о круизах в общем, то возможная продолжительность от 3 дней до нескольких месяцев). Порт отбытия: Рим (а точнее небольшой портовый городок Чивитавеккья в 1.5 часах езды от Рима) с последующим посещением городов Олимпия-Афины-Кушадасы-Стамбул (2 дня)-Неаполь-Рим.
Круизная компания Norwegian Cruise Line (несмотря на название, компания американская, порт приписки всех кораблей — Нассау), наш лайнер — Norwegian Jade. Среднее время пребывания в каждом порту – около 10 часов, с 8-9 утра до 6-7 вечера. При этом сходить на землю вовсе не обязательно: на борту время можно провести не менее увлекательно. Передвижения между городами, как правило, осуществляются ночью и вы имеете уникальную возможность встречать каждый новый день – в новом городе.
Экскурсии в портах в стоимость круиза не включены, и их можно заказать как заранее, так и на борту, а можно передвигаться по городу самостоятельно.
Стоит отметить, что различных вариантов круизов – бесконечное множество от уже упомянутого Средиземноморья до Трансатлантических переходов и Норвежских Фьордов.
На корабле
Лайнер. Как и в отельной классификации, лайнеры имеют категории: Стандарт, Премиум и Люкс. Наш относился к категории Стандарт, что по гостиничным меркам можно приравнять к 5*, но весьма условно, так как персонал на борту тренируют также, как и моряков: отсюда идеальная дисциплина, вышколенность, соблюдение всех правил и процедур, что не всегда можно встретить даже в самых дорогих гостиницах. И, несмотря на весьма значительный опыт путешествий и инспекции отелей, столь высокий уровень сервиса стал для меня приятным сюрпризом.
Каюты. В среднем размер каюты на лайнерах от 15 кв.м и больше, они бывают внутренние (то есть без окна), внешние с большими и маленькими окнами, балконами и даже пентхаусы и виллы. Мы жили в каюте с большим окном. В целом, на двоих взрослых места достаточно, света от окна вполне хватает, чтобы не испытывать приступов клаустрофобии. Санузел тоже компактный, есть душевая кабине, все продумано и пользоваться им удобно.
Питание. Подавляющее большинство круизов имеют концепцию «All Inclusive»: питание предоставляется круглосуточно как в главном ресторане (шведский стол), так и в ресторанах ala carte – некоторые также входят в стоимость, другие же можно посетить за дополнительную плату. Также бесплатными являются безалкогольные напитки в главном ресторане, спиртное на борту – платное.
Что касается качества, то и здесь всё выше всяких похвал. Меню каждый новый день отличается от предыдущего и приурочено к посещаемым городам, в нашем случае это были итальянская кухня, греческая, турецкая, вечер шоколада, а также вечер морской кухни. В отличие от отелей, вторичное использование продуктов не допускается, здесь вы не увидите несъеденные накануне макароны, трансформированные в салат, ведь единственное отравление на борту грозит судну 2 неделями карантина без возможности причалить к берегу.
Отдельного упоминания стоят рестораны ala carte: сюда стоит придти, когда вы не слишком голодны и хотите получить удовольствие от ритуала. Официанты внимательны и учтивы, блюда роскошны, подача на самом высоком уровне.
Развлечения. Мероприятия на борту расписаны с 7 утра до 23.30. Одновременно происходит 2-3 мероприятия на разный вкус, начиная от мастер-классов по складыванию салфеток, уроков сальсы и заканчивая соревнованиями поваров по украшению тортов. Также отдельного внимания заслуживают спортивная программа: пилатес, силовые программы, йога и многое другое. При чем независимо от того, стоите ли вы в порту или находитесь в море, в любую минуту вы найдете, чем заняться.
Вечерние шоу в театре каждый день вызывали только восторг. Вспомнили турецкие шоу в амфитеатре? Забудьте! Ничего общего с уровнем артистов в круизе это не имеет. Это настоящий балет, настоящие бродвейские актеры мюзиклов, настоящие финалисты Х-фактора, которых вы видели по телевизору, настоящие акробаты с кучей наград и самый настоящий живой оркестр.
Контингент. Большую часть публики в круизах составляют представители Северной и Южной Америк (в частности США и Канады) старше 50 лет, молодежи очень немного. Русскоговорящие — в среднем не более 10%, на некоторые круизы целенаправленно набираются русские группы и в этом случае доля может достигать 20%. При этом среди «наших», наоборот, преобладает аудитория до 40 лет, поэтому происходит небольшой перекос: даже при знании английского не всегда удается найти компанию тем, кто путешествует небольшим составом.
Язык. Все объявления делаются строго на английском языке и только в том случае, если представителей того или иного языка набирается 15% и более, то оповещения дублируются и на этом языке. Но, в любом случае, все шоу, мастер-классы и прочие развлекательные программы проходят на английском. Русскоговорящий персонал на борту присутствует, но его крайне мало и это далеко не всегда сотрудники гостевого сервиса. Следовательно без базового английского вы не будете себя чувствовать себя достаточно комфортно и расслабленно.
Качка. Это, кстати, первое, о чем меня спрашивают, когда я начинаю рассказывать о круизах. На всех круизных лайнерах есть системы стабилизации, которые сами по себе производят колебания, нейтрализующие набегающую волну. Учитывая, что мы ходили в круиз в ноябре, который считается одним из самых неспокойных в Средиземном море, я никаких неудобств не испытала (хотя периодически меня укачивает в авто). Тем не менее, мою маму поначалу всерьез укачало, в первую ночь она едва могла спать, но адаптировалась буквально на второй день.
Стоимость.
Базовая стоимость: средняя стоимость круиза по Средиземному без спецпредложений и скидок — от 600 евро на человека на 7 ночей. При этом цены очень плавающие, так как круизные компании регулярно проводят акции и иногда можно купить недельный круиз и за 500, и даже за 300 евро. Стоит учитывать, что ряд круизных компаний добавят сверху портовый сбор, сумма которого колеблется от 120 до 200 евро.
Затраты на борту: на борту круизных лайнеров не имеют хождения наличные деньги. Совсем. То есть вообще. В первый день вы кладете определенную сумму на свой бортовой счет и все платежи, включая покупки в магазинах на борту, совершаются с этого счета. Какие доплаты ждут вас на борту:
Чаевые/сервисный сбор: это обязательный платеж, составляет от 10 до 15 долларов в сутки с человека и будет списан с вашего счета автоматически (в некоторых круизных компаниях его можно оплатить сразу при бронировании круиза, что может быть наиболее удобно).
Алкоголь: вино от 6.5 долларов за бокал, виски от 4 долларов, пиво от 5.5 долларов. Как сэкономить? В первый день круиза вы можете приобрести «пакеты» вин: по 4, 6, 8 бутылок на ваш выбор, в этом случае экономия составляет 25% от розничной стоимости. При этом вина вы выбираете самостоятельно из списка и получаете талоны, которые вы можете «обналичить» в любом ресторане или баре лайнера. Аналогичное предложение действует с пивом: в барах постоянно проходят акции в стиле «купи 4 бутылки, получи пятую в подарок». Также существуют безлимитные пакеты на алкоголь, однако они несоразмерно дороги и, на мой взгляд не вполне удобны.
Обслуживание в барах/ресторанах: обратите внимание, что к стоимости всех заказанных напитков, а также при посещении платных ресторанов к сумме счета будут добавлены 15% за обслуживание.
Интернет: на борту платный, и очень медленный. На лайнерах Norwegian Cruise Line, например, минута стоит 0.75 долларов, есть пакеты по 100 минут (55 долларов) и 250 минут (100 долларов). Покупать советую только в случае крайней необходимости, так как скорость не превышает старого доброго диал-апа и для того, чтобы проверить свою бронь на букинге у меня ушло 15 минут.
Экскурсии: от 50 до 100 евро, в зависимости от языка гида. На английском – дешевле.
Атмосфера круиза – уникальна. Это одна команда, один слаженный механизм. Говоря понятными для нас категориями, здесь царит обстановка пионерского лагеря, где ты чувствуешь себя важной частью чего-то большого и очень значимого. На финальном шоу в под гимн круизной компании на сцену поднялась вся команда, свободная от дежурства, и весь зал приветствовал их стоя со слезами на глазах. И я тоже не сдержалась.
Классно, очень рада за вас.
тоже планирую в конце июня попасть на морской круиз .
к сожалению не могу найти попутчицу.
Скажите, одной не скучно будет?
Скучно вам не будет точно. Но оплачивать вы будете за каюту полностью, а не за человека. Многие круизные агенты предлагают помощь в поиске попутчика на некоторые круизы.
Ок, спасибо )
а как с визой?